Классификация дизельного топлива (дизтоплива, солярки) тема не наша и разжевывать ее детально смысла нет. Попробуем просто выстроить логическую цепочку на примере двигателя TD5.
Двигатель TD5 создан во времена Евро 2 и модернизирован во времена Евро 3, а это значит что те виды топлива которые были приемлемы для двигателей во время действия стандарта «Евро-2», стандарт на топливо EN 590-1999 и «Евро-3», стандарт на топливо EN 590-2000 могут быть использованы и в настоящий момент.
Требования Европейского союза к дизельным топливам:
Показатель | «Евро-2», стандарт на топливо EN 590-1999 | «Евро-3», стандарт на топливо EN 590-2000 | «Евро-5», стандарт на топливо EN 590-2009 | ||
Массовая доля серы, не более, % (мг/кг) | 0,050 (50) | 0,035 (35) | 0,005 (5) | ||
Содержание полициклических ароматических углеводородов, не более, % | Не нормируется | 11 | 3,0 | ||
Справочно: цетановое число | 49 | 51 | Более 55, по литературным данным |
В России сейчас в ходу два вида топлива:
- К3 - содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
- К5 - содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).
Первый вариант, К3, можно довольно часто встретить за пределами городов. Кто это топливо производит сказать сложно. Как правило используют его для заправки советской спецтехники. Если вы видите цену существенно ниже обычной, то с вероятностью 99.99% это К3.
Второй вариант, К5, как правило продают в городах и на трассах, но попадаются заправки с К3.
Главная проблема при использовании сернистых топлив увеличение износа деталей цилиндро-поршневой группы дизелей и рост количества отложений на них под действием продуктов сгорания серы. Большая часть этих продуктов (SO2 и SO3) выбрасывается с отработавшими газами в атмосферу, но и то количество SO2 и SO3, которое с парами воды образовывает сернистую и серную кислоты, значительно увеличивает коррозионное изнашивание цилиндров, поршневых колец и других деталей, способствует нагарообразованию, нарушающему теплоотвод от поршня, подвижность поршневых колец, снижающему компрессию.
Для решения этих проблем дизельным маслам с помощью щелочных моющих присадок придали нейтрализующую способность. Присадки практически полностью предотвращают коррозионное изнашивание деталей двигателей и повышенное нагарообразование. При достаточной щелочности масла (около 8 – 10 мг КОН/г) износ комплекта поршневых колец при работе на топливах с содержанием серы 1,0; 0,5 и 0,2% практически одинаков, если смена масла выполняется своевременно. При работе на топливе с высоким содержанием серы щелочное число масла убывает быстрее и пробег до смены масла сокращается.
Именно этим обусловлено требование сокращения интервала смены масла до 5000км при вынужденом использовании топлива с большим содержанем серы (К3).