Воскресенье, 21 февраля 2016 08:27

Жгут (коса) проводки топливных форсунок двигателя TD5 (Harness-fuel injector engine)

Оцените материал
(2 голосов)
Замена косы (жгута) электропроводки топливных форсунок двигателя TD5 Замена косы (жгута) электропроводки топливных форсунок двигателя TD5
Советский государственный деятель, Иосиф Виссарионович Сталин, якобы однажды сказал:
"Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы…".
Нет разъема - нет проблемы! Аминь, то бишь Правда!
 

В 1998 году компания Land Rover решила совершить прорыв в области двигателестроения и отказалась от надежного, но не сильно мощного "грязного" двигателя 300TDI с механическим ТНВД. Ему на смену пришел прорывной TD5. Наверно это двигатель можно считать одним из самых интересных двигателей начала 21 века. Двигатель использовали в Discovery 2 и Defender. Это двигатель, привнёс на рынок автомобилей 4х4 инновационные технологии. Инженеры Land Rover разработали малошумный и чувствительный двигатель со значительно сниженным выбросом вредных отработавших газов. 

Но почти сразу многим стало понятно, что этот замечательный двигатель имеет ряд конструктивных недостатков. Недостатком №1 двигателя, является жгут проводки насос-форсунок. Компания Land Rover в 2000 году опубликовала соответствующий технический биллютень.

 

Текст на техническом английском может быть не всем понятен. Поэтому попробую кратко пересказать суть дела. Сразу нужно отметить что этот биллютень не владельцев, а для дилеров Land Rover, которые производили гарантийное обслуживание автомобилей того времени. Далее совсем кратко.

Если двигатель потерял мощность и нестабильно работает (троит - пропускает зажигание) и при этом не горит индикатор Cheсk Engine, вам следует разъеденить разъемы жгута проводки форсунок. Во-первых это красный разъем ЭБУ, во-вторых это разъем косы форсунок на ГБЦ. Красный разъем следует промыть, а при наличии масла в разъеме на ГБЦ, следует заменить косу форсунок. Якобы в 2000 году компания Land Rover  не меняя артикул детали внесла изменение в конструкцию косы. Это изменение должно было решить проблему.

Но любой владелец автомобиля с двигателем TD5 знает что это не так. Новая коса в ГБЦ не будет служить вечно. Обычно это примерно 3 года и вы вновь видите в разъеме масло.

Важно! При проблеме со жгутом проводки не загорается индикатор Check Engine. Но в память ЭБУ обязательно записывается ошибка. Прежде чем начать заниматься проводкой рекомендуетсяпрочитать ошибки. Если ошибок нет, то значит нет проблем с проводкой и не надо ее трогать.

Ошибка связана с обрывом форсунки. Наприме вот такая: 3300 Injector 1 Open Circuit Detected Logged
Код и текст на разных сканерах могут отличаться, но суть должна быть понятна. В данном случае "Обнаружен разрыв цепи первой форсунки".

И еще раз более структурировано о проблеме и поиске решения!

Двигатель TD5 внезапно потерял мощность и начал троить.

Что делаем:

1. Читаем ошибки, если есть сканер. Если есть ошибка Injector Open Circuit Detected Logged то продолжаем движение. Вы двигаетесь в правильном направлении.

2. Отключаем разъем форсунки на ГБЦ и красный разъем ЭБУ. Проверяем наличие масла. Тщательно промываем.

3. Если проблема не ушла то далее придется разбираться с разъемами или даже проводкой. Тут лучше сразу читать мануал. Цитирую:

UIS-форсунки проверяют в следующем порядке:

•    отключают разъем ЕСМ от жгута и измеряют сопротивление обмоток форсунок, его величина должна быть около 1 Ом (см. рис. 1.8.5д, схему на рис. 1.8.1 и табл. 1.8.3), если нет — форсунки заменяют;

•    с помощью омметра проверяют отсутствие короткого замыкания на массу обмоток форсунок (см. схему на рис. 1.8.1);

•    снимают осциллограммы изменения силы тока и величины напряжения на форсунках в различных режимах работы двигателя (см. осциллограммы на рис. 1.8.4).

По данным системы самодиагностики можно косвенно судить о состоянии гидравлической части системы UIS. Так фирменное диагностическое оборудование позволяет оценить равномерность работы двигателя по каждому цилиндру. При отклонениях более допустимых значений стоит подумать о замене соответствующей форсунки (разумеется, при заведомо исправной механической части двигателя). Стоимость замены насос-форсунок достаточно велика, поэтому следует тщательно проанализировать все имеющиеся данные перед окончательными выводами.

Ссылка на первоисточник содержащий осциллограммы.

Надеюсь Вы нашли проблему и решили ее. Решили, но скорее всего временно. Поэтому читаем далее...

Варианты решения проблемы надолго:

1. Периодически меняем косу форсунок в ГБЦ и не парим мозг ни себе не людям

2. Улучшаем заводскую косу. Во-первых улучшаем герметизацию выводного разъема. Во-вторых проверяем все соединения. Кроме проблем в разъеме косы, бывают проблемы с разъемами форсунок, и проблемы с соединениями проводов. Кстати подключение к форсункам подходят обычные вазовские разъемы "мама" EV1.

3. Полный уход от оригинального выходного разъема косы форсунок. Например можно переделать родной разъем в выходную муфту, а на улице поставить другой любой походящий разъем. Об этом в самом конце материала.

Теперь подробнее о вариантах решения проблемы.

1. Замена жгута проводки топливных форсунок новым.

Пока это вероятно наиболее распространенный способ решения проблемы. Случается это редко, но вероятно каждый через это пройдет - ничто не вечно, тем более уплотнение разъема в таком агрессивном месте. Проблема связана с естественным старением синтетических материалов в агрессивной высокотемпературной среде. Если ваш TD5 начал троить, ухудшилась динамика, загорелся чек, первым делом вам следует открыть капот и проверить разъем косы форсунок, расположенный впереди справой стороны двигателя по ходу движения. В разъеме должно быть сухо. Если Вы обнаружили масло в разъеме, то искать другие причины не следует до устранения этой неприятности. Для начала просто как следует промыть и хорошенько вставить обратно.

Внимание! Контакты разъема очень нежные. Если очень сильно постараться, то можно воткнуть разъем мимо направляющих и загнуть, отломить контакты.

Если масла в разъеме нет, то это не значит что коса в норме, но если масло есть, то пришло время заняться косой, либо она займется вами. В случаи, если ситуацию запустить достаточно сильно, то масло по жгуту может дойти аж до "красного" разъема ECU и проникнуть внутрь. Такая проблема часто встречается на Land Rover Discovery 2 и реже на Defender. В случае Defender ECU распложен под сиденьем пассажира. Мне приходилось сталкиваться с маслом в красном разъеме ECU, в то время как течи по разъему косы форсунок не было. На пути жгута двигателя очень много потенциальных источников масла. Следите за этими разъемами. Кроме утечек масла по разъему косы форсунок проблемы могут быть с электрической частью косы. В среде продвинутых владельцев TD5 принято "доводить до ума" заводскую косу, тем самым уменьшая вероятность возникновения проблем.

Заменить косу форсунок не просто, а очень просто.

Для замены вам потребуется:

  • коса форсунок AMR6103
  • прокладка ГБЦ ERR7094 для ВИН до (V)1A622423 илиLVP000020 для ВИН после (V)1A622423

Сам процесс замены описывать смысла нет, потому что операция очень простая. Можно уделить внимание уплотнительным кольцам разъема. Колец отдельно не продают. Кольца со временем дубеют. Я решил кольцам помочь и нанес герметик, вот так:

Дополнительное уплотнение разъема косы форсунок AMR6103

Кстати у разъема косы форсунок есть номер и название производителя: SLCT98533-17 ITT Cannon

2. Улучшаем заводскую косу

Далее будет прямое заимствование материала с БЖ Васи Пупкина на Drive2. Публикация мне нравится потому что в ней детально изложено то о чем я думал но н сделал сам. Возможно в будущем я исправлю этот грех. В свою очередь я бы рекомендовал помимо пропайки контактов и герметизации разъема садить разъем на герметик, как я показал выше.  Источник Васи: https://www.drive2.ru/l/8613671/

Коса управления форсунок расположена под клапанной крышкой, конструктивно ее омывает масло и рано или поздно в ней начинает пропадать контакт. Симптоматика такая: плохо заводится, троит или вообще не заводится, плохая тяга, большой расход (от JediG: в моем случа при резком (быстром) нажатии на "педаль газа" загарался чек. Что был за чек я тогда узнать не смог ибо не было сканера, но замены косы проблему решила). Сканер видит ошибку по обрыву какой либо форсунки или не видит вообще. Дополнительно масло начинает проходит через разъем и дальше идти по проводам до ECU, на Discovery 2 ECU находится ближе и масло доходит быстрее, на Defender дальше, но так же доходит. После того как масло попадает в разъем ECU начинаются пляски с бубном и глюками всей электроники. Как финиш, масло копится в ECU и выводит его из строя.

Устранение проблемы: берем НОВУЮ косу, так как очистить старую от масла практически невозможно и пропайка ее превратится в ад… Берем прямые руки, 5 часов свободного времени, паяльник 40w, канифоль, олово, надфиль маленький, иголку, термоусадку, резак, герметик PERMATEX ULTRA BLUE, шуруповерт-мини дрель с сверлом 1мм, газовую горелку. Разбираем каждый разъем на форсунку и аккуратно пропаиваем. Пропаиваем обжимное минусовое соединение в двух местах, после чего преступаем к самому мелкому и геморройному, разбор основного разъема косы, пропайка его контактов и заливка герметиком. Для его разбора, нужно аккуратно высверлить три заплавленных крепления с внешней стороны, снять пластиковый фиксатор, с обратной стороны удалить пластиковую крышку, поддеть отверткой резиновое уплотнение и вырезать его резаком, после чего поддевая каждый проводок иголкой, вынуть его из разъема, пропаять, посадить на термоусадку, согнуть в Г образную форму провод, вставить обратно и залить все герметиком с двух сторон, дать высохнуть 2-3 дня.

При снятии-установки косы форсунок, рекомендую произвести осмотр распредвала и вала рокеров форсунок на предмет износа и задиров, отрегулировать зазор насос форсунок, изготовить из подручных материалов кожух на цепь ГРМ, завести мотор с снятой клапанной крышкой и визуально убедится в том что из каждого рокера клапанов разбрызгивается масло. Разъем моторной проводки хорошо продуть сжатым воздухом и пролить под давлением Растворителем, Обезжиривателем LIQUI MOLY 1900 универсальный, финишно еще раз продуть воздухом. Отсоединить разъемы от ECU и промыть таким же образов как описано выше, если там масло, то регулярно это делать, так как масло будет еще какое то время идти из проводом к разъему. Если в разъемах ECU много масла, демонтировать блок ECU, разобрать и промыть.

AMR6103 AMR6103 AMR6103 AMR6103 AMR6103 AMR6103 AMR6103 AMR6103

На мой взгляд данный коллаж не требует комментариев. Перспективы такой модернизации не ясны. И самое главное такая модернизация не решает проблему старения выводного разъема.

3. Коса форсунок своими руками

3.1 Разъемы форсунок

У нас использованы стандартные и очень ходовые разъемы EV1.  Некто Василий Степашко из славного города Улан-Удэ использовал для замены старых разъемов форсунок использовал одходит разъемы форсунок EV1 для ВАЗ 2110. Использовал готовые разъемы с проводкой. Вот ссылка на отчет о проделанной им работе.

Harness fuel injector engine EV1 VAZ 2110

Что мне не нравится? Плюс одно лишнее соединение в термоусадке. Как поведет себя дешевая термоусадка в горячем масле? Надеюсь хотя бы не осыпется со временем. Еще смущает герметик на разъеме. Как поведет себя герметик? Не смоет ли его в голову. Такое решение немного настараживает. Я бы использовал разъемы EV1 проводки, дополнив их собственной проводкой без лишних соединений в термоусадке. Такие разъемы доступны на Али. Например вот ссылка.

3.2 Выводной разъем 

Красивое решение использовал Роман Греков для выводного разъема косы форсунок. В дело пошел 7-и проводный разъем 2РМГД диаметром 27мм. Который был установлен в замен штатного с помощью изготовленного токарем переходника. Ссылка на отчет автора проекта. Привожу отчет без сокращений дабы сохранить для истории. Последнее время на drive2 стало модным уничтожать собственные отчеты. А рукописи гореть недолжны :)

Пересмотрев кучу информации по данной теме, решил собрать косу сам, на авиационных герметичных разъемах.
По воле случая, на радио рынке нашёл подходящий герметичный разъем на 7 пин. 2рмгд, d27мм. И соответственно, такую же ответную часть.
Начал думать, как без механического вмешательства в гбц, зафиксировать этот разъём…
Знакомый токарь, очень высокой квалификации, помог продумать и изготовил переходничек в который вкручивается этот разъём. Так же, пришлось срезать квадратные грани самого разъема.
Купил маслостойкие провода, клеевую термоусадку разных диаметров, наконечники. И начал паять саму косу.
Теперь коса вставляется через отверстие фиксации разъёма в гбц, предварительно сняв чёрные наконечники. Переходник с разъёмом фиксируются стопорным кольцом изнутри. Уплотнительные резинки используется с родной косы.
Посмотрим, на сколько хватит данного решения!

Harness fuel injector td5 engine Вилка 2РМГД27Б7Ш5Е2

Герметичная Вилка 2РМГД27Б7Ш5Е2 держит температуру до 200 градусов с гарантией до 1000 часов.

Harness fuel injector td5 engine 

Нужно будет удалить с разъема элементы крепления к панели. В нашей конструкции они лишнии.

Harness fuel injector td5 engine

Результат работы токаря. Втулка превращающая советский разъем в британский.

Harness fuel injector td5 engine

Разъем после удаления лишнего

Harness fuel injector td5 engine

Сравниваем результат. Как видим у нового разъема нет рычага от проворота вокруг своей оси.

Harness fuel injector td5 engine

Новый разъем 

Harness fuel injector td5 engine

Момент истины

Harness fuel injector td5 engine

Вилка и розетка вместе

Harness fuel injector td5 engine

Harness fuel injector td5 engine

Розетка на косе

Harness fuel injector td5 engine

Сборка нового жгута проводки в ГБЦ. Жгут готов и установлен на место:

Harness fuel injector td5 engine

Harness fuel injector td5 engine

Harness fuel injector td5 engine

Harness fuel injector td5 engine

Вот тут я не понял что мешает вилке провернутся в голове при навертывании розетки. Извините за туфталогию, но так выходит что вилка "папа" у нас в голове, а розетку "маму" мы накручиваем. Все это от того что контакты торчат из головы.

Harness fuel injector td5 engine

Мне кажется что Г-образный разъем подошел бы лучше, но уплотнитель от старого разъема решает проблему:

Harness fuel injector td5 engine Для герметизации "розетки" использован уплотнитель от оригинального разъема

Для герметизации "розетки" использован уполотнитель от оригинального разъема

Harness fuel injector td5 engine Термоусадка использованная для монтажа

Термоусадка использованная для монтажа

Мне действительно очень поравилась эта работа и я даже испытал некоторый культурный шок. Но... Но возможно это слишком сложно и меня смущает "стакан под масло" который мы получили над разъемом. Кроме того этим советским супер разъемам уже много лет. Срок хранения разъемов истек. Посмотрим, что покажет время.

Полезная информация

Вилка 2РМГД27Б7Ш5Е2 (Эта деталь устанавливается в ГБЦ с помощью самодельной втулки)

Есть смысла немного рассказать о том что это за волшебная вилка.

Назначение и описание.
Герметичные соединители (вилки) 2РМГ и 2РМГД предназначены для работы в электрических цепях постоянного, переменного (частотой до 3МГц) токов. Сочленение соединителей резьбовое, поляризация корпусов – одношпоночная.
Вилки типов 2РМГД(2РМГ) изготавливаются с прямым патрубком для экранированного (или неэкранированного) кабеля или без патрубка.
Вилки типа 2РМГД - с розетками 2РМД и 2РМДТ, а вилки 2РМГ сочленяются с розетками 2РМ (2РМТ).
Покрытие контактов – никель.
Вилки изготавливаются для внутреннего монтажа в климатическом исполнении УХЛ в соответствии с тех. условиями ГЕ0.364.140 ТУ.

Расшифровка условного обозначения.
2РМГД27Б7Ш5Е2

2РМГД(2РМГ) - Тип соединителя
27 - Условный размер корпуса
Б(К) - Вид корпуса: Б-приборный, К-кабельный
П(У) - Вид патрубка: П-прямой. Отсутствие буквы - отсутствие патрубка
Э(Н) - Вид гайки патрубка: Э-для экранированного кабеля, Н-для неэкранированного кабеля. Отсутствие буквы - отсутствие патрубка
7 - Количество контактов
Ш - Часть соединителя: Ш-вилка
5 - обозначение сочетания контактов:
               5 - все контакты Ø 1,5 мм
               6 - контауты Ø 1,5 мм и 3 мм
               7 - контакты Ø 1,5 мм, 2 мм и 3 мм
Е - Покрытие контактов: Никель
2(1) - Теплостойкость: 1 - 100°С; 2 - 200°С
Б - Корпус блочный (приборный) без левой резьбы

* Выделенное "жирным" это о вилке 2РМГД27Б7Ш5Е2

Общие технические характеристики разъемов типа 2РМГД27

Тип соединителя герметичный, климатика УХЛ
Количество контактов 7 / 19
Рабочее напряжение, для разъемов с 7-ю контактами, не более 700 В
Максимальная токовая нагрузка на одиночный контакт, для разъемов с 7-ю контактами, не более 9 А
Максимальная токовая нагрузка общаят, для разъемов с 7-ю контактами, не более 52 А
Сопротивление контактов, не более 10 МОм
Материал контактов никель
Емкость между контактами, не более 6 пФ
Сопротивление изоляции в нормальных климатических условиях, не менее 5000 МОм
Синусоидальная вибрация, диапазон частот 1...5000 Гц
Синусоидальная вибрация, ускорение 490 (50) м/с2 (g)
Механический удар, одиночного действия с ускорением 5000 (500) м/с2 (g)
Механический удар, многократного действия с ускорением 1000 (100) м/с2 (g)
Атмосферное пониженное давление 133,32*10-12 (10-12) Па (мм рт.ст.)
Повышенная относительная влажность воздуха при температуре +40°C 98 %
Рабочая температура окружающей среды -60...+100 *C / (-60...+200 *C)
Минимальная наработка, не менее 1000 часов
Максимальное количество сочленений-расчленений 500 раз
Гарантийный срок хранения 25 лет

Для подключения к "вилке" можно использовать пару недорогих розеток. 2РМД27КПЭ7Г5В1 - прямая или 2РМД27КУН7Г5В1 с Г-образным отводом. Розетки в отличии от вилки не герметичные. Но тут герметичности не требуется.

Автор проекта, RomanGrekov (Роман Греков), написал через 2000 км пробега:

Возможно ещё пробег маленький, но почти уже 2ткм позади. Сегодня снял свой разъём, ради интереса, посмотреть наличие утечки масла… Все сухо, ни намёка на подтекание! Что самое приятное- ни каких перебоев в работе двигателя, шевели, не шевели разъём

4. Прожект

4.1 Выходная муфта

Ну и в самом конце я поделюсь собственным прожектом решения вопроса жгута проводки форсунок расположенного ГБЦ и простое решение с выводом жгута наружу с использованием для подключения обычного недорого легко заменяемого автомобильного разъема.

Мне кажется, что было бы правильным свести к минимуму число соединений внутри ГБЦ. Следовательно правильным будет собрать собственный жгут, но он без каких-либо соединений должен покинуть ГБЦ. Для этого нужно будет вывести наружу 10 проводов через выводное уплотнение. И уже снаружи собрать провода по штатной схеме и соеденить со штатной проводкой.

Эскиз выводного уплотнения

 Эскиз выводной муфты косы форсунок TD5 Harness fuel injector engine

Для герметизации вывода проводов можно использовать разрезанный пополам резиновый маслобензостойуий шнур диаметром 30 мм. Возможно резать шнур вариант плохой. Тогда можно попробовать просверлить в резине отверстия под провода. Задача не простая, но решаемая. Для создания хорошего уплотнения шнур необходимо сжать двумя шайбами. Решение простое и должно быть достаточно надежным. Оно позволяет вывести из ГБЦ полный комплект проводов форсунок. Разъем для подкючения к проводке ЭБУ будет раположен снаружи. Скорее всего для подключения  будет использовано 2 разъема. Один 3-х и один 4-х проводный. Для того чтобы они свободной проходили в выводное отверстие ГБЦ.

4.2 Переделка выводного разъема в герметичный кабельный вывод

Тут все еще проще.

1. Удаляем из разъема клеммы;
2. Удлиняем провода;
3. Протягиваем провода в отверстия образовавшиеся на месте клемм;
4. Герметизируем вновь созданный кабельный выход качественным герметиком. Неплохой вариант для герметизации герметик Victor Reinz 702457120
5. Удаляем ответный разъем;
6. Соеденяем провода.

Больше разъема нет. Нет разъема - нет проблемы. При необходимости соединение можно удалить и восставноить бесконечное количество раз. Но если очень хочется разъем то можно установить любой.

Спасибо за внимание! Продолжение следует...

Прочитано 13205 раз Последнее изменение Вторник, 03 апреля 2018 18:19

Комментарии   

0 #3 Gennadiy 08.08.2018 17:29
Цитирую федор:
Кольцо уплотнения продается отдельно но как правило это смысла не имеет так как каждые приметррно три года коосу приходиттся менять совсем

За 17 лет пока не менял.
Цитировать
0 #2 JediG 28.11.2016 04:16
Действительно кольца продаются. Код NYX100080. У меня как раз три года скоро будет после замены. Посмотрим что будет.
Цитировать
+1 #1 федор 17.06.2016 09:37
Кольцо уплотнения продается отдельно но как правило это смысла не имеет так как каждые приметррно три года коосу приходиттся менять совсем
Цитировать

Добавить комментарий