В год, когда японцы выбрали иероглиф «кума» (медведь) как символ уходящего 2025-го, многие водители Токио наверняка чувствуют себя в шкуре этого зверя — загнанными в угол растущими расходами. Ведь пока цены на бензин опустились до 158 иен за литр, впервые за четыре с лишним года, компания Shuto Kosoku — оператор столичной сети скоростных дорог — объявила о повышении тарифов на 10% с октября 2026 года. Ирония судьбы: инфляция кусает за карман, а теперь еще и асфальт под колесами станет "тяжелее" на пару иен за километр.
Давайте разберемся, что это значит для обычного токийца за рулем своего Toyota Prius или Honda Fit. Для легковых автомобилей с системой ETC базовая ставка вырастет примерно на 3 иены за километр — до 32,472 иены. А если вы любите длинные пробеги, верхний лимит оплаты подскочит с 1950 до 2130 иен для поездок свыше 55 километров. Грузовики, эти трудяги логистики, пострадают сильнее: средние и крупные фуры увидят удорожание с 35,42 до 38,966 иен за км, а для гигантов — с 48,71 до 53,578. Компания объясняет это необходимостью покрыть растущие затраты на обслуживание: инфляция, рост зарплат и вечные ремонты после землетрясений. Ведь Токио — город, где дороги не просто асфальт, а инженерный подвиг, выдерживающий толчки магнитуды 7+.
История под колесами: от Олимпиады к пробкам
Shuto Kosoku, или просто "Капитальная скоростная", — это не просто сеть трасс, а артерия мегаполиса, пульсирующая жизнью 14 миллионов жителей. Ее строительство началось в 1950-х, а полным ходом пошло к Олимпиаде-1964, когда Япония рвалась в клуб развитых стран. Первая секция, соединяющая центр с портами, открылась в 1962-м, и тогда это было чудом: четырехполосные эстакады над хаосом послевоенного Токио, где велосипеды соседствовали с первыми импортированными Ford и Chevrolet. К 1970-м сеть разрослась до 300 километров, став моделью для других азиатских мегаполисов, вроде Сингапура или Шанхая.
Но время не щадит даже бетон. За полвека Shuto Kosoku пережила нефтяные кризисы 1973 и 1979 годов, когда бензин взлетел в цене, вынудив японцев перейти на компактные Kei-cars вроде Suzuki Alto. Сегодня, в эпоху электромобилей Nissan Leaf и гибридов Toyota, дороги страдают от перегруза: ежедневно по ним проезжают миллионы машин, а подземные туннели требуют постоянной гидроизоляции из-за муссонов. По данным Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (MLIT), ежегодные расходы на поддержание скоростных сетей превышают 500 миллиардов иен. И вот, в 2026-м, когда мир отмечает столетие с рождения Сёгунa Токио, водители заплатят за эту историю — и за будущие инновации вроде автономных трасс для беспилотных Toyota.
Логистика в ярости: волна удорожания на горизонте
Повышение ударит не только по индивидуальным автовладельцам, но и по всей цепочке поставок. Токио — хаб для экспорта автомобилей: здесь собирают модели вроде Subaru WRX для глобального рынка. Логистические компании, везущие запчасти от поставщиков вроде Denso или Aisin, уже стонут: 10% — это не шутки, когда маржа и так тонкая. Аналитики из Japan Automobile Manufacturers Association предупреждают, что это может спровоцировать цепную реакцию — другие операторы, такие как Central Nippon Expressway, подтянут тарифы, чтобы не отставать.
Иронично, что на фоне этого бензин дешевеет: 158 иен — уровень 2020-го, до пандемии. Водители могут сэкономить на заправках, но потеряют на проезде. А помните, как в 2010-х Shuto Kosoku экспериментировала с динамическим ценообразованием, чтобы разгрузить пиковые часы? Тогда пробки сократились на 20%, но жалобы посыпались градом. Теперь, с ростом электромобилей — их парк в Японии превысил 100 тысяч единиц по данным 2024-го, — трассы могли бы вздохнуть свободнее. Вместо этого — плюс 10% к счету.
В итоге, пока политики обсуждают новые BRT-маршруты от Токио до района Харами, а корпоративные бонусы перевалили за миллион иен, простые смертные за рулем готовятся к новому этапу "дорогой жизни". Может, пора пересесть на велосипед? Шучу — в Токио это самоубийство. Лучше планируйте маршруты заранее и наслаждайтесь видом на Фудзияму из окна. Ведь в год "высокого" все равно куда-то ехать надо.