В мире, где автомобили мчатся по дорогам быстрее, чем мысли о последствиях, Nissan решил взять паузу и задуматься о тех, кто не может просто свернуть в сторону. Представьте: редкий Amami black rabbit, этот пушистый символ японской природы, внезапно выскакивает на трассу, а вы на своей Sakura EV несетесь на полной скорости. Звучит как сцена из экологического триллера? Именно так и развивается реальность на островах Amami Oshima и Tokunoshima, где компания Nissan, в партнерстве с университетами и местными властями, запустила проект ANIMALERT. Цель — спасти исчезающих кроликов от дорожного апокалипсиса с помощью... звуков. Да-да, тех самых высоких частот, которые напоминают оповещающие сигналы электромобилей.
Проект NISSAN ANIMALERT PROJECT — это не просто благотворительная акция от автогиганта, а серьезный шаг в борьбе с roadkill, проблемой, которая в Японии набирает обороты. Исторически, наезд на животных стал глобальной бедой с ростом автотранспорта в XX веке. Вспомним: в США ежегодно погибает около миллиона оленей, а в Европе волки и лисы давно стали "дорогими" жертвами. Япония, с ее плотной сетью дорог и уникальной фауной, не отстает. На Amami Oshima, где обитают Amami black rabbits — вид, занесенный в Красную книгу как endangered, — ситуация усугубилась. В 1979 году здесь ввели мангустов для борьбы с вредителями, но эти хищники едва не стерли кроликов с лица земли. К 2020-м мангусты были почти истреблены, популяция кроликов начала восстанавливаться — и вуаля, roadkill взлетел ввысь. По данным японского Минприроды, на островах фиксируют все больше случаев, когда эти ночные создания попадают под колеса.
Звуковая революция на колесах
Nissan, известный своими инновациями в электромобилях — от Leaf до Ariya, — черпает вдохновение из обязательных для EV устройств Vehicle Sound for Pedestrians (VSP). Эти "гудки" для слепых пешеходов работают на частотах 2-5 кГц, которые хорошо воспринимают люди и... животные. В ANIMALERT команда пошла дальше: разработали высок частотный девайс RK12 (Deer Sonic), который издает ультразвук, приятный для ушей кроликов, но не раздражающий для водителей. Эксперименты проводились на легком EV Sakura — компактном кроссовере, идеальном для узких островных троп. С декабря 2024 по май 2025 года ученые из Okayama University of Science, Nihon University и Obihiro University of Agriculture and Veterinary Medicine провели 73 пробных заезда по лесным дорогам. Результат? Когда RK12 включался, кролики чаще меняли направление движения в пределах 30 секунд. Не прорыв века, конечно — статистика еще сырая, сглючило оборудование, и значимости не хватило, — но тенденция обнадеживает.
Ирония в том, что пока электромобили Nissan борются за тишину на дорогах, их "голос" теперь спасает жизнь. Проект объединил не только академиков, но и T.M.WORKS для гаджетов, Amami City Hall для разрешений и даже Минприроды Японии. Это как супергеройская команда: каждый вносит свой суперсила — от анализа данных до логистики. В 2025 году на Amami Airport устроили выставку, чтобы просветить туристов: мол, дороги — не только для машин, но и для тех, кто в кустах прячется.
Будущее: от кроликов к глобальной экологии?
Участники конференции по野生生物と社会 (Wildlife and Society) в Waseda University отметили: такая техно-экология — ключ к сосуществованию человека и природы. Локальные власти в Amami полны надежд — наконец-то гаджеты на службе у биоразнообразия, а не только у продаж. Nissan, тем временем, не останавливается: планы на расширение тестов, больше проб, точнее данные. Ведь в эпоху, когда EV меняют мир, почему бы не сделать их еще и стражами леса?
В итоге, ANIMALERT — напоминание, что инновации в автоиндустрии выходят за рамки салонов и двигателей. Это шаг к миру, где кролики скачут свободно, а водители улыбаются, зная: их машина не только быстрая, но и добрая. А может, следующий апдейт добавит звуки для медведей? Шутка, но кто знает — с Nissan все возможно.