Наверно причин может быть больше одной, но я расскажу о той с которой столкнулся сам. Для начала нужно взглянуть на схему узла называемого селектор переключения передач.
Здесь мы видим много надежных узлов которые со временем изнашиваются и могут давать сбой. В моём случаи проблемой оказался поводок шкива №4, а точнее палец поводка №5. К моменту когда я пробег перевалил за 200ткм первая передача у меня включалась крайне плохо. Без шума, но с заеданием. Причина была неизвестна и ответов в сети найдено не было. Нужно было снимать и вскрывать коробку.
И вот однажды начав движение со светофора и переключаясь с первой на вторую передачу машина остановилась, а ручка осталась положении второй передачи. Машина не едет, сцепление работает, а это значит передача не включена. Раздатка в нейтраль и буксировка в сервис (на дачу). Наконец-то появился повод скинуть коробку для замены скрипящей бронзовой втулке коленвала.
Еще до снятия коробки я снял корпус с механизмом ручки переключения передач.
Чтобы снять этот узел нужно отцепить тяги ручки раздатки установленной на шасси 16, на рисунке его нет. И открутить 4 болтика. Устройство можно снять в сборе, хотя внутри есть что подмазать. В итоге мы получаем доступ к лючку в котором доступен поводок. Если коробка исправна то поводок можно повернуть, выкрутить фиксирующий болтик и снять и далее разбираться с пальцем. В моём же случае поводок был заклинен в положении 1/2 и добраться до болтика было невозможно. Мне пришлось снять коробку. Если у вас аналогичная проблема то срочно ее решайте. Кроме того что у вас есть риск попасть на снятие коробки, из-за износа пальца поводка идет повышенный износ бронзовых вилок, а вилка стоит порядка 70$. А за вилкой потянуться сальники, подшипники, втулочки и т.п.
Но сейчас мы вернемся к поводку и пальцу. Для наглядности нужно привести фото на котором можно увидеть суть проблемы.
Направляющие по которым должен ходить палец поводка. Состояние идеальное, металл намного прочнее пальца.
А вот тут хорошо видно как палец поводка свободно выходит за пределы направляющей 1/2 передачи. Вероятно до того как он смог сюда выйти он был не полностью изношен и при переключении в крайнем положении ручки его закусывало об направляющую и так пока он не выработался. В тот день вероятно он достиг состоянии как на фото. На чертеже в начале статьи палец изображен под номером 5. Металл мягкий и легко разрушается при попытке ухватиться за него плоскогубцами. Пришлось высверливать остатки. Новый палец будет вытачен из такой же мягкой стали. Покупать палец смысла нет, так как он стоит совершенно неадекватных денег аж целых 12$ и у продавцов его нет.
Фото нового оригинального пальца:
Диаметр большой 7,5мм, маленький 5мм. Длина выступающей части не менее 7мм, длина утопленной части примерно 10 мм.