В мире, где бензин дорожает быстрее, чем пробки на МКАДе, японские автомобильные титаны переживают не самые веселые времена. 19 января Nikkei Average опустился на 352,60 иены, закрывшись на отметке 53 583,57 – это уже третий день подряд сплошного спуска. А все потому, что инвесторы, напуганные глобальными бурями, решили, что лучше спрятать деньги под матрасом, чем рисковать с акциями Toyota, Honda и их собратьев. Иена, эта хитрая японская валюта, внезапно решила накачать мышцы, укрепившись против доллара, и теперь бьет по экспортерам, как молотком по пальцам.

Представьте: вы – Toyota, король гибридов и надежных седанов, экспортируете свои Camry и Prius по всему миру. Но вот иена становится дороже, и ваши машины в Америке или Европе вдруг взлетают в цене. Покупатели морщатся, конкуренты из Детройта или Шанхая потирают руки. Это не новинка – еще в 2011 году, после землетрясения и цунами, сильная иена чуть не доконала японский автопром. Тогда Bank of Japan влил триллионы иен в экономику, чтобы ослабить валюту, и это сработало: экспорт ожил, акции подскочили. Но сейчас, в эпоху глобальных цепочек поставок, все куда сложнее. По данным Bloomberg, в 2023 году японские автопроизводители потеряли около 10% экспорта из-за волатильности иены, и тенденция продолжается.

Трамп-фактор: тарифы как специя в супе

А тут еще и Дональд Трамп, который, судя по всему, возвращается в Белый дом с багажом идей о "Америка фёрст". Его предыдущий срок в 2017–2021 годах был сплошным испытанием для японцев: тарифы на сталь и алюминий ударили по стоимости компонентов, а угрозы в адрес автоимпорта заставили Toyota инвестировать миллиарды в заводы в США. Вспомним, как в 2018 году Трамп обвинил Японию в "наводнении" американского рынка своими автомобилями, и это привело к переговорам, где Токио пообещал больше локального производства. Теперь, с новыми планами по тарифам на европейские товары, волны дойдут и до Азии. Инвесторы, почуяв неладное, сбрасывают акции: Honda потеряла 2,5%, Nissan – около 3%, а Subaru и Mazda тоже в минусе. Ирония в том, что пока Tesla, этот электромобильный ковбой, еле-еле просела на 0,24% на Nasdaq, японцы ловят все камни.

На Уолл-стрит тоже не сахар: Dow Jones упал на 83 пункта до 49 359, напуганный неопределенностью с новым главой Федеральной резервной системы. Долгосрочные ставки выросли, что давит на все, от ипотек до корпоративных кредитов. Но в полупроводниковом секторе, vital для электромобилей, есть проблески – акции Nvidia и AMD подросли, напоминая, что чипы для EV останутся в цене. Японские компании вроде Denso, поставщика электроники для Toyota bZ4X, надеются на это, но пока рынок в панике.

Что дальше: свет в конце туннеля или еще один поворот?

Исторически японский автопром – это феникс: после нефтяного кризиса 1973 года они перестроились на экономичные модели вроде Civic от Honda, завоевав мир. В 1990-х, во время "потерянного десятилетия" с пузырем на рынке недвижимости, они выжили за счет инноваций – гибриды Prius стали хитом. Сегодня, с фокусом на электромобили и водород, Toyota инвестирует 70 миллиардов долларов в "зеленые" технологии к 2030 году, по отчетам Reuters. Но пока иена играет в сильного, а геополитика добавляет хаоса, акции продолжают скользить вниз.

Инвесторы ждут от Bank of Japan новых шагов – возможно, интервенций на валютном рынке, как в 2022 году, когда они потратили 60 миллиардов долларов, чтобы ослабить иену. А автолюбители? Они, наверное, просто рады, что их RAV4 не подорожает в розницу. В конце концов, в мире, где даже машины страдают от политики, остается надежда на то, что японская надежность выдержит и этот шторм. Но если Трамп добавит перца, то следующий обзор рынка может быть еще ироничнее.

Оцените статью