Решился накидать в кучу всё что есть в сети по теме. Просто чтобы было, а не потому что мне это вот прям надо. Хотя в зимний период я использую два АКБ. Второй АКБ исключительно для автономного отопителя. Не совсем типичное использование. У джиперов принято-то на второй акб собирать все дополнительные потребители включая лебедку. У меня все немного по другому.
Я сразу хочу вывести за скобки вариант использования мощных ручных отключателей. Сними все просто, понятно, надежно, но некомфортно. Я хочу уделить больше внимания современным решениям на основе релейного модуля чувствительного к напряжению на АКБ.
Вероятно в России история таких релейных модулей началась с УРА-200 и УРА-300. К сожалению для меня, эти железяки ушли в прошлое. Возможно на всегда. В данный момент производитель "Энергомаш" перешел на условно импортное решение УРА-400. УРА-400 - это двухкомпонентное устройство состоящее из:
- Силовое бистабильное реле 750Н-R1A-B010-003 (Германия, фирма GRUNER)
Дистанционно управляемое, поляризованное (изменение состояния вкл/выкл кратковременной подачей напряжения на управляющие контакты) силовое электромагнитное реле на 12V, коммутирующее в зависимости от необходимости либо плюсовую шину либо массу. Долговременный коммутируемый ток на 12V - 300A, пиковая кратковременная нагрузка 2-3 мин 1000A. Реле выполнено в полностью герметичном корпусе небольшого размера 76х30х20 мм. Силовые контакты реле позволяют подключить провода сечением вплоть до 50мм2. - Блок управления реле БУР
Предназначен для автоматического включения/выключения реле, контакторов и т.п. в зависимости от уровня напряжения. Может использоваться для подключения дополнительной АКБ к бортовой сети автомобиля.
Представляет собой блок управления (БУ) с переходной платой и проводами.
БУ оснащен двумя индикаторами:
“1” - для индикации уровня напряжения на красном проводе (см.рис.1) и управления режимом работы реле;
“2” - для индикации уровня напряжения на зеленом проводе (см.рис.1).
В устройстве предусмотрена ручная установка уровней срабатывания реле, а также выбор режима индикации и работы реле.
Включение и выключение реле происходит автоматически, в соответствии с диаграммой (рис.2) в зависимости от настройки (Uвкл.>Uвыкл. или Uвкл. Для принудительного включения реле предусмотрена кнопка «On».
Применяется на автомобилях, а также на морских судах с напряжением бортовой сети 12В.
В комплект поставки входят: блок управления, переходная плата с соединительными проводами и кабелем с micro-USB разъемом.
Цена комплекта УРА-400 - 4250 рублей.
Реле 750Н-R1A-B010-003 очень хорошее надежное решение. Но ценник не сильно радует. Ну и самое печальное что без блока управления оно мало чем отличается от управления обычными механическими отключателями.
Я же ищу решение соответствующее немного другими критериям. Нечто схожее с УРА-200. Устройство, которое позволит заряжать АКБ2 от генератора при запущенном двигателе и отвязать АКБ2 от АКБ1 при неработающем двигателе. Это позволит мне обеспечить зарядку небольшого АКБ2 обеспечивающего работу автономных потребителей без ущерба для АКБ1. Это по сути единственная задача которую мне нужно решить. Все остальное вторично и не обязательно. Летом я не использую второй АКБ.
И вот я начал искать решения:
Решение №1 voltage sensitive relay module VSR-V7 125A
Пока единственное альтернативное американо-британо-китайское решение в одном корпусе с характеристиками близкими к УРА-200.
Технические характеристики:
- Якобы IP67, потому что твердотельное
- Материал поверхности: нейлон армированный стекловолокном
- Номинальное напряжение: DC 12В
- Комбинированное/открытое напряжение: DC 13,3 В в/12,8 В - вот тут надо будет пробовать. На первый взгляд цифры схожи с УРА-200, но алгоритм может отличаться.
- Непрерывный ток Рейтинг: 125A
- Прерывистый ток Рейтинг: 140A
- Потребляемая мощность: 10 мА (в режиме ожидания)/330мА (в режиме ожидания)/0 мА (в режиме хранения)
- Размер: 68x68x58 мм/ Вес: 211 г
- Размер упаковки 74x74x83 мм, Вес: 240 г
Цена такого решение от 1700 рублей в Китае. Ссылка здесь!
Решение №2 силовое реле 120А + плата управления по напряжению
Тут надо о плюсах и минусах. А так же о плюсах вытекающих из минусов и наоборот :)
Плюсы:
+ самое дешевое решение
+ модельное решение из доступных недорогих компонентов
+ алгоритм управления отличается от УРА: АКБ2 не будет подключаться при понижении напряжения на АКБ1 (пишу это и в плюс и в минус на ваш выбор, лично я плюсую)
Минусы:
- как минимум плата управления не герметична (пишу это и в плюс и в минус на ваш выбор, лично я плюсую)
Ссылка на реле 120А, ссылка на плату управления. В Китае доступны более мощные реле, для тех кому это надо.
Такое решение в сумме обойдется в пределах 1000 рублей. Но с ним придется повозится побольше. Лишние провода и т.п.
Еще осталась нераскрытой тема энергопотребления в режиме ожидания. Как я понимаю в обеих случаях энергопотребление в режиме ожидания будет идти от стартерного (основного АКБ). Весьма вероятно, в первом случае следует ожидать 10 мА, а во втором 6 мА.
Примечание. Возможно следует добавить в схему реле с отложенным подключением, для того чтобы АКБ2 подключался не сразу, а предположим, через 10 секунд, т.е. после успешного запуска двигателя.
Решение №3 силовое реле + автомобильное реле контроля напряжения 362.3787
Тут наверно надо сказать и возрадоваться что все за нас давно придумали. После того как я набрел на стандартное авто решение Реле контроля напряжения 362.3787 я даже и думать не хочу о чем-то другом. Похоже это самое дешевое и надежное решение которое можно рекомендовать всем. Мне оно нравится куда больше чем хитроумные, мозговитые, дорогущие БУРы. Описание добавлю позже, но думаю что по коду найти описание и сделать выводы несложно. Осталось определиться с силовым реле. К сожалению cиловое бистабильное реле 750Н-R1A-B010-003 (Германия, фирма GRUNER) нвозможно так просто использовать в паре с реле контроля напряжения 362.3787. Реле 750Н-R1A-B010-003 управляется подачей короткого импульса на один из двух управляющих входов. Пэтому без БУР его сюда не приладить. Но есть другие силовые реле, не такие поппулярные но не менее интересные. Начиная от недорогих китайских реле с Али от 450 рублей за штуку до известных в узких кругах 400 ампертных Kilovac Cznka III Relay EV200AAANA. У меня как раз есть Kilovac. Я думал применить его для лебедки, но лебедка не горит. Поставлю как я его пока для тестирования на второй АКБ.
Номинальное напряжение, В | 12 |
Напряжение включения/выключения (Uвкл/выкл), В | (13,3/12,8)±0,15 |
Время задержки включения/выключения, с | 5/3 |
Ток потребления, мА | 4 |
Максимальный ток коммутации, А | 25 |
Габаритные размеры, мм | 40х28х25 |
Масса, г | 20 |